Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Основной целью преддипломной практики является освоение содержания аналитической и финансовой работы, осуществляемой непосредственно на предприятии, закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение практических навыков научно-исследовательской и организаторской работы.
Преддипломная практика проводится также с целью обеспечения условий для сбора и систематизации материала, необходимого для написания выпускной квалификационной работы.
Основными задачами практики является ознакомление со структурой предприятия, структурой финансовой службы, основными показателями деятельности, ознакомление с организацией и ведением бухгалтерского учета, анализа финансовой деятельности, а также осмысление полученных результатов и формирования выводов.
В ходе практики были изучены внутренние документы: устав компании ООО «Мегаполис Проект», учетная политика, бухгалтерская отчетность, а также другие учетные и финансовые документы предприятия.
1. Краткая характеристика предприятия
В рамках преддипломной практики было проведено исследование деятельности ООО «Мегаполис Проект». Общие сведения о предприятии представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Общие сведения о предприятии
Полное наименование Общество с ограниченной ответственностью «Мегаполис Проект»
Сокращенное наименование ООО «Мегаполис Проект»
Адрес местонахождения 117525, город Москва, Чертановская улица, дом 20 корпус 2, пом I ком 34
ОГРН 5187746014605
ИНН 7726445034
Уставный капитал 100 000 руб.
Основной вид деятельности ОКВЭД 41.20 Строительство жилых и нежилых зданий
Среднесписочная численность персонала (на 1 января 2020 года)
126 человек
2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность предприятия
Деятельность строительных предприятий в России регламентируется различными нормативно-правовыми актами. Основные направления регулирования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Направления регулирования деятельности строительных предприятий в России
Нормативно-правовая база регулирования деятельности строительных предприятий в России:
1. Кодексы – Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ
2. Федеральные законы – «О техническом регулировании», «О саморегулируемых организациях», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и др).
3. Общий технический регламент «О безопасности зданий, сооружений и прилегающих территорий».
4. Строительные нормы и правила (в том числе территориальные), содержащие обязательные технические требования к объектам нормирования, а также положения для добровольного применения (положения, не относящиеся к достижению целей принятия технических регламентов, установленных в Федеральном законе «О техническом регулировании»).
5. Своды правил – документы добровольного применения, содержащие технические решения и обеспечивающие выполнение обязательных требований, предъявляемых к зданиям, сооружениям и прилегающим территориям при их проектировании, возведении и эксплуатации.
6. Национальные стандарты, документы для добровольного применения, устанавливающие требования к строительным материалам и изделиям.
7. Строительные нормы и правила (СНиПы), своды правил по проектированию, строительству и эксплуатации, территориальные строительные нормы и национальные стандарты рассматриваются как доказательная база соответствия объектов предъявляемым к ним обязательным требованиям.
Деятельность СРО регламентирована Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Техническое регулирование в строительной сфере осуществляется Федеральным законом № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», устанавливающим минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения).
3. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3.1 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
Исследование внешней среды предполагает проведения анализа макроокружения, то есть выявления таких факторов воздействия, как политика, экономика, социум и технологии.
Представим PEST-анализ строительного рынка. В таблице 2 представлены основные факторы, влияющие на рынок.
Таблица 2 – Факторы, влияющие на российский строительный рынок
Группа факторов Фактор Описание фактора
Политические Антимонопольное законодательство Увеличение частоты проверок надзорных органов и внимание на соблюдение законодательства особенно в части регулирования стоимости строительных работ
Санкции Секторальные и персональные санкции оказывают влияние на экономику в целом, на курс национальной валюты, что ведет к росту цен на строительные материалы и т.д.
Нормативно-правовое регулирование рынка Сокращение и постепенный уход с рынка «серых» компаний.
Предотвращение «размывания» цены на рынке, возможность предлагать конкурентоспособные цены
Экономические Рост объемов рынка Потенциальный рост рынка в среднесрочной перспективе
Положительная динамика сегментов строительства Увеличение объемов строительство, как многоэтажного, так и малоэтажного, а также строительства инженерных сооружений
Макроэкономические показатели Инфляция, курс национальной валюты, ставки по кредитам
Социальные Доступность и качество жилья Приоритетом социальной политики является доступность и качество жилья для населения
Снижение платежеспособности население Снижение платежеспособности населения ведет к отказу от строительства и приобретения жилья
Технологические Инновации Инновации в развитии технологий строительства
Развитие цифровых технологий Развитие цифровых технологий для повышения качества строительных материалов и строительства
На основе рассмотренных факторов составим таблицу PEST-анализа российского рынка автомобильных грузоперевозок (см. таблицу 2.5).
Таблица 3 – PEST-анализ российского рынка автомобильных грузоперевозок
Фактор среды Важность для отрасли (А) Влияние на предприятие (Б) Направленность влияния (В) Степень важности (А*Б*В)
1. Политические факторы
Антимонопольное законодательство 2 2 –1 –4
Санкции 3 2 –1 –6
Нормативно-правовое регулирование рынка 3 3 +1 +9
2. Экономические факторы
Рост объемов рынка 3 3 +1 +9
Положительная динамика строительного рынка 3 3 +1 +9
Макроэкономические показатели 3 3 -1 -9
3. Социальные факторы
Социальная политика 2 3 +1 +6
Снижение платежеспособности населения 3 3 -1 -9
4. Технологические факторы
Развитие цифровых технологий 3 3 +1 +9
Инновации 3 3 +1 +9
Проведенный PEST-анализ показал, что большинство факторов оказывают положительное влияние на развитие российского строительного рынка. Среди них можно выделить потенциальный рост объемов рынка, заинтересованность в качестве и доступности строительных услуг, положительная динамика сегментов строительного рынка, прежде всего жилищного строительства. Кроме того, положительное влияние оказывают развитие технологий строительного производства и т.д.
Однако, значительное негативное влияние на развитие рынка оказывает ухудшение макроэкономических показателей, и как результат снижение реальных доходов населения и отказ от приобретения жилья, что отрицательно сказывается на объемах строительства.
Далее рассмотрим микрокружение ООО «Мегаполис Проект» и проведем анализ по модели М. Портера.
Таблица 4 – Оценка деятельности ООО «Мегаполис Проект» по модели 5-сил М. Портера
Направление Уровень влияния
Покупатели Высокий
Поставщики Высокий
Появление новых конкурентов Высокий
Конкуренция на рынке Высокий
Услуги-заменители Высокий
Рыночная власть покупателей достаточно велика, так как рынок строительства достаточно разнообразен и конкурентен. Клиенты заинтересованы в высоком качестве и безопасности жилья.
Рыночная власть поставщиков высокая, несмотря на то, что на рынке присутствует большое количество предприятий, которые занимаются производством и поставками строительных материалов, техники и строительных технологий.
Угроза вторжения новых участников достаточно велика, так как строительное производство является привлекательной для ведения бизнеса ввиду роста показателей рынка, государственной поддержки и росте показателей рентабельности.
Опасность появления услуг-заменителей присутствует, поскольку в последние годы люди склоняются к собственному частному строительству.
Уровень конкурентной борьбы в целом для строительства в Москве и Московской области достаточно высок.
Анализ внутренней среды ООО «Мегаполис проект» необходимо начать с построения цепочки ценностей (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Цепочка ценностей ООО «Мегаполис Проект»
Исходя из цепочки создания ценностей ООО «Мегаполис Проект» видно, что значительное внимание в деятельности предприятия необходимо уделять ресурсному обеспечению осуществления строительной деятельности, а также технической подготовке строительства, с чем связана надежность и качества строительных работ, а также их скорость.
По результатам проведенного краткого анализа по финансовой составляющей деятельности ООО «Мегаполис Проект» были выявлены негативные тенденции, выраженные в высокой концентрации заемных средств в структуре капитала, значительном объеме запасов и росте дебиторской задолженности.
Что касается кадров, то ООО «Мегаполис Проект» постоянно занимается изыском резервов производительности труда, для этого операции с ручным трудом постепенно механизируются. Однако, предприятие испытывает нехватку рабочих кадров, но с существующим уровнем заработной платы трудно найти квалифицированных специалистов.
Система маркетинга предприятия состоит из следующих основных элементов: продукт (услуга), цена, распространение, продвижение. На текущий момент следующие показатели системы маркетинга:
1. Продукт – широкий ассортимент строительных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдокушин, Е.Ф. Международные финансовые отношения (основы финансомики): Учебное пособие для бакалавров / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Дашков и К, 2016. - 132 c.
2. Барышникова, Н.С. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие / Н.С. Барышникова. - СПб.: Просп. Науки, 2016. - 320 c.
3. Белов, А.В. Финансы и кредит. Структура рыночной экономики: Курс лекций / А.В. Белов. - М.: Форум, 2018. - 224 c.
4. Герасименко, В.П. Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2016. - 384 c.
5. Голодова, Ж.Г. Финансы и кредит: Учебное пособие / Ж.Г. Голодова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 448 c.
6. Дубинина, Г.А. Экономика и финансы: Учебник / Г.А. Дубинина, И.Ф. Драчинская, Н.Г. Кондрахина, О.Н. Петрова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2016. - 176 c.
7. Екимова, К.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / К.В. Екимова, Т.В. Шубина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 375 c.
8. Ковалев, В.В. Корпоративные финансы и учет: понятия, алгоритмы, показатели: Учебное пособие / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2017. - 880 c.
9. Ковалев, В.В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / В.В. Ковалев, В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2016. - 352 c.
10. Кокорева, М.С. Корпоративные финансовые решения. Эмпирический анализ российских компаний (корпоративные финансовые решения на развивающихся рынках капитала): Монография / И.В. Ивашковская, М.С. Кокорева, А.Н. Степанова, С.А. Григорьева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 281 c.
11. Мазурина, Т.Ю. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 528 c.
12. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.
13. Никитина, Н.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие / Н.В. Никитина, В.В. Янов. - М.: КноРус, 2017. - 512 c.
14. Перекрестова, Л.В. Финансы и кредит: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Л.В. Перекрестова, Н.М. Романенко, Е.С. Старостина. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 224 c.
15. Пономаренко, Е.В. Экономика и финансы общественного сектора: Учебник / Е.В. Пономаренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 377 c.
16. Теплова, Т.В. Корпоративные финансы: Учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. - М.: Юрайт, 2013. - 655 c.
17. Трошин, А.Н. Финансы и кредит: Учебник / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 332 c.
18. Тютюкина, Е.Б. Финансы организаций (предприятий): Учебник / Е.Б. Тютюкина. - М.: Дашков и К, 2016. - 544 c.
19. Федякина, Л.Н. Международные финансы: Учебное пособие для вузов / Л.Н. Федякина. - М.: Межд. отнош., 2016. - 640 c